Легкое увольнение работников и поблажки для работодателя. Как в Зе-команде хотят переписать Трудовой кодекс

Новости

Как и обещала Зе-команда, власть развернула масштабную работу по изменениям трудового законодательства страны. Этот процесс действительно можно назвать реформой, ведь он в корне меняет систему взаимоотношений наемного работника и работодателя. КЗоТ в интерпретации реформаторов может стать одним из самых враждебных в отношении наемного работника документом, не только по отечественным меркам, но и по общемировой практике трудового законодательства.

Какие изменения уже имплементируются и чего еще ожидать трудовому классу от Зе-реформаторов, разбиралась “Страна”.

Дискриминация на марше 

Пока предметной конкретики о преобразовании трудового законодательства от власти не много.

Ощущения ритма и направления реформы создают, по большому счету, отдельные высказывания из лагеря властной команды.

Так, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова ранее заявляла, что новый Трудовой кодекс будет “дискриминировать” наемных работников: “Мы будем пытаться создать для вас, для бизнеса, очень простые и дешевые условия открытия и закрытия рабочего места – именно для того, чтобы вы создавали побольше таких рабочих мест в стране. Хотим, чтобы вы миллион таких рабочих мест создали на протяжении 5 лет. Но это означает, что мы будем немного “наезжать” на права и дискриминировать наемного рабочего. За это, мы думаем, бизнес должен включиться в пенсионную реформу второго уровня. И получив удешевление закрытия и открытия рабочих мест, немного уступить”.

На упрощении трудовых отношений ранее акцентировал внимание и премьер-министр Алексей Гончарук: “Должно произойти упрощение трудовых отношений, потому что сейчас у нас часто взять человека на работу – это все равно, что его усыновить. Люди боятся брать кого-то на работу, потому что потом ты ничего с этим не сделаешь. Если человек тебе не подошел, и ты ошибся, ты попадаешь на деньги. Поэтому люди уходят от того, чтобы легально кого-то принимать на работу”.

Верховная Рада уже предприняла первые шаги по “упрощению” трудовых отношений.

Первая попытка радикального изменения КЗоТа, ознаменовала собой первый сбой голосования в монобольшинстве “Слуги народа”. Депутаты провалили голосование за законопроект №1075 “О правопреемственности Украины” относительно отмены действия актов СССР и УССР на территории Украины. Одной из целей этой законодательной инициативы являлись положения Кодекса законов УССР о труде от 1971 года. Отметим, что этот “советский рудимент” пока является главным предохранителем на пути расширенеия прав работодателей в отношении увольнения работников.

Впрочем, после неудачного нападения на советский КЗоТ, “Слуги народа” уже внесли первый реформаторский штрих в либерализацию трудового законодательства.

Рада поддержала в первом чтении законопроект №1233 “О внесении изменений в Кодекс законов о труде (касательно устранения норм, которые нарушают права и законные интересы работодателей)”. На первый взгляд, законопроект преследует благую цель и предусматривает снижение штрафов для работодателей за нарушения трудового законодательства. По словам инициатора закона, главы Комитета ВР по вопросам финансов и налоговой политики Даниила Гетманцева, “законопроект маленький, он посвящен только сокращению штрафов и уменьшению давления на бизнес”.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, документ предлагает применять письменное предупреждение вместо наложения штрафа к работодателю, который впервые допустил сотрудника к работе без трудового договора, оформил сотрудника на неполный рабочий день при том, что фактически он выполняет работу на протяжении полного дня, или выплатил зарплату без уплаты ЕСВ.

При повторном нарушении к работодателю предлагается применять штраф. При этом максимальный размер штрафа предлагается установить в восьмикратном размере к минимальной зарплате вместо нынешних 100 минимальных зарплат.

Штраф за недопуск к проверке по вопросам законодательства о труде предлагается, в частности, сократить с текущих 100 минимальных зарплат до восьми.

С Гетманцевым и проголосовавшими за законопроект депутатами, в корне не согласно Главное научно-экспертное управление ВР.

Оно весьма жестко раскритиковало законопроект и детально описало его последствия. Позволим себе допустить достаточно обширное цитирование этого документа: “прежде всего, следует обратить внимание на то, что предложенные в проекте инициативы столь радикального снижения размеров ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении своих работников, по нашему мнению, являются весьма сомнительными с точки зрения его эффективности как поддержки ведения бизнеса, поскольку угроза платить такие “большие” штрафы существует только для нарушителей законодательства. Добросовестные, законопослушные работодатели, действующих в рамках законодательства и не нарушающие законные права наемных работников, не будут платить указанные штрафы”.

Специалисты отмечают, что законопроект чрезмерно защищает работодателя, который в таких послаблениях, де-факто, не нуждается.

А вот наемный работник лишается гарантий защиты своих прав: “в то же время, работник, которого нанимают на работу (например, допускается к работе без официального оформления), не влияет на способ своего оформления и несет несравненно больший риск по сравнению со своим работодателем. Это и бесправие относительно режима работы, отсутствие гарантий – получение заработной платы, ее размера, режима работы, охраны труда, защиты в случае производственной травмы, болезни, пенсионного обеспечения и т. д. Именно на обеспечение защиты соответствующих прав работника и направлена ​​ответственность, предусмотренная в статье 265 КЗоТ Украины. В связи с этим, по нашему мнению, нельзя говорить, что ответственность за указанные правонарушения является нарушением законных интересов работодателей, о чем говорится в названии проекта, поскольку законные интересы одних лиц не могут заключаться в нарушении прав других лиц”.

Главное экспертное управление, фактически прямым текстом указывает, что эта инициатива дискриминирует работника, что полностью укладывается в предыдущие пассажи представителей власти о “наезде” на трудящихся.

В итогах экспертных выводов и вовсе указывается, что законопроект противоречит ст. 1 Конституции Украины, которая определяет Украину как социальное государство: “Исходя из этого, считаем, что предложенное в проекте радикальное снижение размеров штрафов и их замена предупреждением если и будет иметь позитивный эффект для бизнеса, то, прежде всего, за счет снижения уровня гарантий трудовых прав работников, которые будут принимать на работу без официального оформления и соблюдение минимальных гарантий по оплате труда и другим вопросам, что, на наш взгляд, не в полной мере согласуется с определением Украины, в частности, как социального государства (ст. 1 Конституции Украины)”.

Начало большого пути  

В публичном пространстве сейчас можно найти очень много информации о непопулярных положениях готовящегося Трудового Кодекса. Например, о сокращении законного отпуска, праве для работодателя не платить зарплату и без всяких условий увольнять бастующих рабочих, увольнять женщин, находящихся в декрете. Судя по настрою законодателей, эти “страшилки” могут оказаться вполне реальными.

Опасения в обществе вызывают и другие инициативы новой власти в социальной сфере.

Уже сейчас с молчаливого согласия Минсоцполитики началась полномасштабная пенсионная зачистка, о чем подробно писала “Страна”. Следующими на очереди “бюджетной оптимизации” станут получатели субсидий. В бюджете на 2020 год предусмотрено урезание финансирования субсидий на услуги ЖКГ (47,6 млрд. грн. против 55,1 млрд. в 2019 г.). Министр социальной политики Юлия Соколовская заявила, что сокращение средств на субсидии не приведет к уменьшению их получателей.

К слову, Соколовская уже призвала украинцев самостоятельно откладывать деньги на старость, подчеркнув, что в краткосрочной перспективе, государство не будет внедрять накопительную пенсионную систему.

Над внедрением “трудовой революции” и прочих социальных новшеств в четкой связке работают Министерство социальной политики и профильный Комитет Рады. Кадровый состав структур представляет собой причудливую смесь специалистов времен правительств Яценюка-Гройсмана усиленных людьми из “грантовых” структур.

Слушатели курсов МВФ, люди “попередників” и однопартийцы Гончарука 

Нынешний министр социальной политики Юлия Соколовская начинала свою трудовую карьеру в 2009 году в Департаменте экономики и инвестиций КГГА времен “молодой команды” Леонида Черновецкого.

Сразу после событий майдана 2013-2014 г. занимала руководящие посты в департаментах Министерства экономического развития и Министерстве финансов, а также работала в Секретариате Кабмина. Перед назначением на нынешнюю должность работала в грантовом проекте в части медреформы USAID Deloitte Project, способствуя реформаторским началам Ульяны Супрун.

Также Соколовская прослушала курсы о “Стабильном росте” в институте МВФ, курсы от Мирового банка и лекции в Объединенном Венском Институте. Интересно, что в Вене курсы о структурных реформах и рынке труда, Соколовской читали лекторы, которые специализируются на Балканских странах.

Публичной информации о Юлии Соколовской крайне мало. Страничка в Facebook чиновницы информационно-стерильная. Интересно, что в отметках “нравится”, есть странички Алексея Гончарука, Владимира Гройсмана, Ульяны Супрун и Петра Порошенко, но нет Владимира Зеленского.

В министерской команде Соколовской есть два весьма знаковых человека: Виталий Музыченко (в должности заместителя занимается темами социальной помощи и поддержки семей, субсидий, а также вопросами социальной инспекции) и Оксана Жолнович (советник по вопросам социальной защиты и формирования политики по трудоустройству).

Музыченко занимал должность замминистра при Андрее Реве.

Широкой аудитории он известен как соавтор нынешней системы субсидирования услуг ЖКГ, идеолог “комбинированного механизма по контролю за уплатой коммунальных услуг” (на практике это означало лишение граждан субсидии за 340 гривен долга за предыдущий отопительный сезон). Также Музыченко автор “горячей линии” на которую можно “стучать” на нечестные субсидии у других и убежденный сторонник того, что доходы населения растут быстрее, чем расходы на коммунальные платежи.

Оксана Жолнович, помощник ректора львовского государственного университета физкультуры и правовед по образованию, хорошо знакома зрителям канала ICTV Виктора Пинчука.

Жолнович в 2018 году была участником проекта “Новые лидеры”, который патронировала группа Starlightmedia и ряд грантовых организаций. Проект, с которым Жолнович учувствовала в “Новых лидерах”, назывался “Качественное правовое регулирование трудовых отношений, как основа достойной жизни в Украине”.

Любопытно, что в прошлогодних презентациях своего проекта, Жолнович, фактически слово в слово, озвучивает все тезисы нынешней власти о параметрах реформирования трудового законодательства.

Она говорит об устаревшем и “не справляющимся с современными условиями” советском Кодексе законов о труде, об отсутствии лоббирования интересов работодателей и критикует “популистское и некомпетентное поведение профсоюзов”, которые “предлагают громоздкие, устаревшие конструкции якобы для защиты работников, тем самым тормозя развитие трудового законодательства”.

В основе проекта реформы трудового законодательства Оксаны Жолнович, лежит ее диссертация на тему “Система трудового права Украины”, написанная в 2008 году. В аннотации к работе отображены некоторые структурные посылы.

Позволим несколько обширное цитирование: “Анализируется система трудового законодательства как основная форма внешнего выражения норм трудового права. При чем делается вывод, что максимальное отображение структуры трудового права в Трудовом кодексе Украины позволит воспроизвести специфику этой отрасли, закрепить основы правового регулирования и определить объем и границы локального правотворчества участников трудового правоотношения. Исходя из этого, предлагается заменить структуру проекта Трудового кодекса Украины с тем, что бы более полно воссоздать объективно существующую структуру системы трудового права.

Значительное внимание автором уделено социальной сущности трудового права, которое преподносится как центральная (основная) отрасль социального права. Большое количество социальных прав реализуются с помощью норм трудового права. С появлением именно этой отрасли права связывают рождение блока социального законодательства. Поэтому доказывается, что трудовое право в большей степени отражает принципы социального права”.

Переводя это на более простой язык, можно сказать, что автор диссертации ратует за некое “истинное” трудовое право, которое будет лишено чрезмерного влияния социальных факторов. Собственно, говоря о чрезмерной и “мнимой” защите наемного работника нынешним КЗоТом, Жолнович и идеологи реформы трудового законодательства хотят эту защиту уменьшить, “немножко дискриминировав” работника.

С большой вероятностью можно судить, что наработки и концепции Оксаны Жолнович являются черновиком нынешней реформы КЗоТ. Стоит также отметить, что Жолнович состояла в партии “Сила людей” и баллотировалась от нее в Верховную Раду в 2014, а в 2015 году пыталась побороться за кресло мэра Львова. В партийной структуре возглавляла центральную ревизионную комиссию.

По списку от “Силы людей” в 2014 году пытался попасть в парламенты и нынешний премьер Алексей Гончарук. Правда, безуспешно – партия набрала мизерные 0,11%.

Весело, задорно и максимально либерально

На примере командного “винегрета” Минсоцполитики из кадров времен Гройсмана-Порошенко и представителей окологрантовых структур, вырисовывается будущая повестка изменений трудового законодательства в частности и всей социальной политики в общем: ультралиберальный Трудовой кодекс, сокращение получателей субсидий на ЖКХ, пенсионная “оптимизация”.

Нынешние реформаторы аргументируют упрощение трудовых отношений необходимостью снижения теневой занятости и противодействия оттоку трудовых ресурсов из страны. Последний аргумент звучит особо цинично, ведь “дискриминированный” украинский рабочий, лишенный социальной защиты, на таких же “птичьих правах” скорее будет работать Польше, зарабатывая в два раза больше.

К слову, соседняя Польша активно внедряет законодательство, направленное на борьбу с внутренней трудовой иммиграцией.

Так, с 1 августа в стране был упразднен 18% налог на физических лиц, которые моложе 26 лет и получают меньше 7 127 злотых в месяц (или почти 45 тысяч гривен). Так польские законодатели создают стимулы для молодых специалистов оставаться работать внутри страны, а не ограничивают их в трудовых правах.

Источник: strana

Добавить комментарий